Стратегия

Стратегия АО «ФПК» ориентирована на высокий уровень сервиса для пассажиров, устойчивое финансовое развитие и социальную ответственность перед обществом. Эти цели – основа успешной деятельности Компании и ее вклада в развитие транспортной инфраструктуры России.

В целом деятельность АО «ФПК» как ключевой бизнес‑единицы материнской компании сосредоточена на достижении целевых объемных финансово‑экономических параметров, заложенных в утвержденную правительством Российской Федерации программу долгосрочного развития материнской компании до 2025 года.

В 2019 году Компания разработала и утвердила Стратегию развития АО «ФПК» на период до 2030 годаУтверждено решением Совета директоров АО «ФПК» (выписка из протокола от 27 декабря 2019 г. № 11). (далее – Стратегия), а также сформировала систему ее реализации.

Также утверждено Положение о системе ключевых показателей эффективности деятельности АО «ФПК»Утверждено решением Совета директоров АО «ФПК» (выписка из протокола от 3 июля 2023 г. № 24)., позволяющее мотивировать менеджмент Компании на достижение ее стратегических целей через систему целевых ключевых показателей эффективности (КПЭ).

Миссия

Мы улучшаем качество жизни, делая вашу поездку максимально безопасной, доступной и комфортной.

Сотрудники ФПК

Видение

АО «ФПК» – лидер на рынке пассажирских перевозок в Российской Федерации. Это высокоэффективная, финансово устойчивая, клиентоориентированная компания, нацеленная на повышение мобильности всех клиентских сегментов и регионов Российской Федерации и охватывающая все ключевые и востребованные направления дальнего следования.

1. Лидер пассажирской мобильности в Российской Федерации

Национальный перевозчик, выполняющий традиционные и скоростные пассажирские перевозки дальнего следования по сетям железных дорог Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Лидер в объемах перевозок дальнего следования по территории Российской Федерации

Лидер в сервисах агрегации билетов для перевозок дальнего следования с предложением единого билета, стыкующего железнодорожные перевозки по всем регионам Российской Федерации.

2. Клиентоориентированная компания

Лидер по качеству обслуживания в наземных перевозках дальнего следования с обеспечением качественного клиентского предложения и удобных для пассажиров условий перевозки в дальнем следовании, включая стыковки с другими видами транспорта и мультимодальные перевозки..

3. Социально ответственная компания

Обеспечение устойчивого развития мобильности для всех клиентских сегментов и регионов Российской Федерации.

4. Высокоэффективная, финансово устойчивая компания

Максимизация финансового результата и самостоятельное обеспечение деятельности..

Сотрудник проверяет документы пассажиров
Количественные характеристики видения АО «ФПК» в 2025 годуВ соответствии с утвержденной Стратегией.
Видение АО «ФПК» Контрольный параметр Прогнозное значение
Лидер пассажирской мобильности в Российской Федерации Количество перевезенных пассажиров 118 млн человек
Клиентоориентированная компания Объем инвестиций на закупку нового подвижного состава 59 млрд руб. (накопительно в 2024–2025 годах)
Социально ответственная компания Пассажирооборот в регулируемом сегменте 54 млрд пасс.‑км
Высокоэффективная, финансово устойчивая компания Плановые доходы 330 млрд руб.

Согласно Стратегии основной фокус бизнеса Компании направлен на существенное повышение маршрутных скоростей, развитие комплексных услуг с другими видами транспорта (мультимодальные перевозки), наращивание объемов движения на ключевых направлениях внутри Российской Федерации и повышение конкурентоспособности существующей продуктовой линейки. При этом Компания продолжит выполнять роль социального перевозчика, которая заключается в обслуживании безальтернативных либо социально значимых маршрутов.

Основные показатели Стратегии сформированы с учетом изменений на транспортном рынке, конкурентной ситуации, требований клиентов и тенденций в сфере развития регуляторной среды пассажирских перевозок.

Стратегические цели АО «ФПК»
Показатель 2025 2030
Отправлено пассажиров, млн человек 118 122
Доходы, млрд руб. 330 431
EBITDA, млрд руб. 53 82
Чистый долг / EBITDA, коэф. Не более 2
Объем закупки вагонов, шт. >2,6 тыс. вагонов (накопительно в период с 2024 по 2030 год)

Итоги реализации Стратегии в 2023 году

В 2023 году Компания в новых реалиях продолжала работать над сохранением и улучшением транспортной доступности в условиях закрытия аэропортов юга России, над увеличением пассажиропотока, стимулированием спроса на пассажирские перевозки и оптимизацией издержек. По итогам 2023 года было перевезено порядка 108 млн пассажиров.

Для предоставления гарантированного качества перевозок АО «ФПК» непрерывно улучшает свои сервисы и услуги, разрабатывает новые маршруты и обновляет подвижной состав.

Для обеспечения комфортной и безопасной туристической среды для наших граждан постоянно развивается маршрутная сеть туристических поездов. В их составы включены современные и комфортные вагоны.

Стратегические направления развития

Сеть

В 2023 году была расширена маршрутная сеть двухэтажных поездов:

  • назначен новый поезд: № 357/358 Уфа/Самара – Имеретинский курорт;
  • для удовлетворения спроса в летний период назначены дополнительные поезда: № 571/571 Самара – Анапа, № 151/151 Москва – Санкт‑Петербург, № 549/550 Адлер – Тольятти.

Парк

Закупка вагонов в 2023 году производилась в рамках Долгосрочного договора, заключенного с поставщиками на период до 2025 года. Договор предусматривает поставку четырех партий подвижного состава:

  • вагоны существующего модельного ряда;
  • новые модели одноэтажных вагонов;
  • новые модели двухэтажных вагонов;
  • перспективный подвижной состав одно‑ и двухэтажного исполнения.

В закупаемый подвижной состав вошли вагоны с более совершенным дизайном:

  • персональное пространство для отдыха, которое обеспечивает приватность;
  • просторный салон для свободы движения;
  • низкопольная посадка, безбарьерность;
  • выделены зоны для багажа;
  • высокая техническая оснащенность.

Продукт

Планируется переход на новое унифицированное высококачественное продуктовое предложение. В основе этой стратегической инициативы – ориентация на интересы потребителей. Создается интуитивно понятное предложение для пассажиров, построенное на базе унификации технической оснащенности вагонов и стандартизации дополнительных услуг. По состоянию на конец 2023 года переход на новую продуктовую линейку еще не завершен.

Мультимодальность

В 2023 году Компания осуществляла перевозки по шести направлениям с мультимодальными маршрутами (поезд + автобус): Кострома – Ярославль, Бокситы – Серов, Белгород – Россошь, Вологда – Ярославль, Арзамас – Дивеево, Уссурийск – Андреевка (в летний период).

По итогам 2023 года по мультимодальным маршрутам было перевезено 43,5 тыс. пассажиров.

АО «ФПК» планирует дальнейшее увеличение объемов мультимодальных услуг и повышение эффективности действующих маршрутов.

Прочие виды деятельности и смежные бизнесы

Для повышения рыночной устойчивости АО «ФПК» предусматривает диверсификацию деятельности и развитие бизнесов, которые увеличивают доходность перевозок:

  • сервисы для пассажиров;
  • развитие железнодорожного туризма;
  • сервисы для путешествий всеми видами транспорта;
  • логистические услуги (почта, грузы) и т. д.

В рамках развития направления в 2023 году:

  • до 102 увеличено количество поездов АО «ФПК», в которых предоставляется доступ к информационно‑развлекательной системе «Попутчик»;
  • внедрена оплата услуг проездных документов в билетных кассах АО «ФПК» через Систему быстрых платежей (СБП);
  • значительно расширена карта туристических маршрутов (до 36). В 2023 году пассажирам предлагалось 27 туристических поездов, включая региональные проекты. По итогам года предложенной услугой воспользовалось порядка 100 тыс. человек.

Ключевые показатели эффективности

Для оценки деятельности АО «ФПК» и его вклада в реализацию стратегических целей материнской компании используется система КПЭ. Перечень КПЭ и методика расчета степени их выполнения определяются Положением о системе ключевых показателей эффективности деятельности АО «ФПК»Утверждено решением Совета директоров АО «ФПК» (выписка из протокола от 3 июля 2023 года № 24). (далее – Положение). Корпоративные КПЭ АО «ФПК» отражают эффективность деятельности Компании в отчетном периоде (в течение года) и сформированы с учетом стратегических целей и задач, поставленных перед Компанией.

Перечень годовых корпоративных КПЭ АО «ФПК» на 2023 год включает:

  • индекс удовлетворенности пассажиров (поезда дальнего следования);
  • уровень безопасности движения;
  • отправление пассажиров;
  • доходы от обычных видов деятельности;
  • рентабельность по EBITDA;
  • чистый долг / EBITDA.
Поезд в движении

По каждому показателю были установлены целевые значения. По итогам 2023 года целевые значения всех корпоративных КПЭ АО «ФПК» были достигнуты.

Ключевые задачи АО «ФПК» на 2024 год

  • Укрепление позиций на рынке пассажирских перевозок за счет развития маршрутной сети, нового уровня сервисов, обновления парка, модернизации и обновления производственной инфраструктуры
  • Реализация инициатив, предусмотренных Стратегией развития АО «ФПК» на период до 2030 года, в том числе расширение географии перевозок двухэтажными поездами, запуск новых поездов, повышение конкурентоспособности существующей продуктовой линейки и обновление подвижного состава
  • Обеспечение гарантированного качества перевозок
  • Разработка и внедрение комплексных маркетинговых проектов по развитию новых предложений
  • Достижение индекса удовлетворенности пассажиров поездов дальнего следования не менее чем 87,9 балла
  • Повышение уровня безопасности движения
  • Принятие мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду
  • Развитие человеческого капитала
  • Развитие цифровых компетенций и использование цифровых технологий для роста эффективности внутренних процессов и совершенствования услуг
  • Обеспечение транспортной подвижности в связи с увеличением пассажиропотока на южных направлениях