Обзор рынка
В 2023 году объем денежных доходов населения возрос на 10,7 % по сравнению с годом ранее, до 88 334,1 млрд руб. Среднемесячная начисленная заработная плата в ноябре 2023 года составила 73 383 руб., увеличившись на 15,2 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
При этом реальные денежные доходы в 2023 году выросли на 4,6 % по сравнению с 2022 годом, а в IV квартале 2023 года – на 6,8 % по сравнению с годом ранее.
Рынок пассажирских перевозок в дальнем следовании
Российский транспортный рынок
Основные конкуренты АО «ФПК» – авиаперевозчики, автобусные перевозчики и личный автотранспорт. За последние годы конкуренция на этом рынке заметно усилилась. Причинами стали развитие авиации, рост парка личных автомобилей, появление сервисов по совместному использованию транспортных средств, государственная поддержка региональной авиации, строительство и реконструкция новых автодорог и аэропортов. Поэтому железнодорожный транспорт перестал доминировать на рынке дальних пассажирских перевозок.
Увеличение доли железнодорожного транспорта в пассажирообороте по итогам 2023 года связано с ситуацией на рынке пассажирских перевозок – в основном с закрытием ряда аэропортов на юге России.
Бюджетом АО «ФПК» в 2024 году запланирован рост пассажирооборота на 1,1 % относительно уровня 2023 года, а количества перевезенных пассажиров – на 1,0 %. Ожидается, что примерно так же вырастут перевозки на воздушном транспортеКомплексная программа развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. № 1693-р) на 2024 год предусматривает рост объемов перевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях на 1,0 % к уровню 2023 года..
Средняя дальность перевозок во внутригосударственном сообщении поездами АО «ФПК» за 12 месяцев 2023 года сохранилась на уровне 2022 года и составила 846 км.
На сегодняшний день АО «ФПК» – лидер на рынке железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании. Но в последнее время растет конкуренция с другими перевозчиками (см. таблицу). Доля АО «ФПК» в объеме перевозок дальнего следования во внутригосударственном сообщении среди российских железнодорожных перевозчиков за 2023 год составила 86,6 %, что несущественно (на 0,5 п. п.) ниже показателя 2022 года. Основные причины этого – расширение маршрутной сети на направлениях, где отсутствует сообщение поездами формирования АО «ФПК», и скоростные преимущества подвижного состава конкурентов.
DB Fernverkehr (Германия)
DB Fernverkehr – бизнес‑единица в группе Deutsche Bahn, осуществляющая национальные скоростные и международные пассажирские перевозки в поездах дальнего следования.
Ремонтная деятельность, сервис, управление подвижным составом, коммуникации и ИТ‑деятельность осуществляются специализированными компаниями группы Deutsche Bahn.
SNCF Voyageurs, бизнес‑блок – TGV‑INTERCITÉS (Франция)
TGV‑INTERCITÉS – бизнес‑блок пассажирского подразделения холдинга SNCF – SNCF Voyageurs, специализирующийся на перевозках пассажиров в поездах дальнего следования во Франции и других странах Европы.
Ремонтная деятельность, сервис, управление подвижным составом, коммуникации и ИТ‑деятельность осуществляются специализированными компаниями группы SNCF Voyageurs.
АО «ФПК» (Россия)
В отличие от названных выше компаний, деятельность АО «ФПК» включает большинство существенных бизнес‑процессов: приобретение, обслуживание и ремонт подвижного состава, организацию продаж, сбор доходов, управление и администрирование, коммуникации и ИТ‑деятельность.