Портрет Компании

На территории России у Компании есть ряд маршрутов, для которых не существует альтернативного способа передвижения.

Всего в нормативном графике движения поездов на 2022/2023 год предусмотрено 468 пар поездов, из них порядка 47 поездов имеют безальтернативные участки на маршруте следования.

Виды деятельности

Перевозки пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении в регулируемом сегменте:

  • в плацкартных вагонах;
  • в общих вагонах;
  • в вагонах с местами для сидения;
  • в моторвагонном подвижном составе.

Перевозки пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении в дерегулированном сегменте:

  • в вагонах класса «Люкс» и вагонах‑салонах;
  • в вагонах СВ;
  • в купейных вагонах;
  • по специальному заказу;
  • туристические перевозки;
  • в скоростных поездах во всех типах вагонов;
  • обеспечение пробега вагонов сторонних компаний в поездах АО «ФПК».

Перевозки пассажиров в дальнем следовании в международном сообщении:

  • перевозки пассажиров в международном сообщении;
  • обеспечение пробега вагонов сторонних компаний в поездах АО «ФПК».

Перевозки багажа, грузобагажа и почты в дальнем следовании:

  • перевозка багажа;
  • перевозка грузобагажа;
  • обеспечение пробега вагонов экспедиторских компаний в поездах АО «ФПК».

Прочие виды бизнеса:

  • ремонт и обслуживание подвижного состава клиентов;
  • оказание дополнительных сервисных услуг в поездах;
  • сдача в аренду подвижного состава;
  • сдача в аренду недвижимого имущества и оборудования.

Конкурентные преимущества поездов дальнего следования

  1. Безопасность
  2. Экологичность
  3. Широкая маршрутная сеть
  4. Точность графика движения – более 97 %
  5. Независимость от погодных условий
  6. Комфортные условия в пути
  7. Возможность перевозки людей с ограниченными возможностями
  8. Рост доли нового парка
  9. Высокие нормы провоза ручной клади (до 36 кг, в СВ – до 50 кг)
  10. Бесплатный проезд для детей до пяти лет
  11. Отсутствие длительной процедуры регистрации и близость вокзалов к центру городов и других населенных пунктов
Спальное место купе

От оператора вагонов – до поставщика интегрированной мобильности

2010
  • АО «ФПК» начало самостоятельную деятельность.
  • Компания включена в реестр естественных монополий.
2011
  • Расширение присутствия АО «ФПК» на туристическом рынке: приобретен контрольный пакет в уставном капитале компании, работающей в сфере железнодорожного туризма.
2012
  • Запущена Программа повышения скоростного движения.
  • Стартовала Программа лояльности.
2013
  • Начала работу логистическая компания по перевозке грузобагажа и почты.
  • 2014
    • Получены кредитные рейтинги от ведущих рейтинговых агентств.
    • Реализован пилотный проект мультимодальных перевозок.
    • Началось курсирование электропоездов «Ласточка».
    2015
    • Запущен двухэтажный поезд с местами для сидения.
    2016
    • Обеспечен значительный рост пассажирооборота после спада в предыдущие годы.
    2017
    • Зарегистрировано более 3 млн участников Программы лояльности.
    • Впервые проведен мониторинг индекса потребительской лояльности: оценка – 4,1 балла из 5.
    2018
    • Отмечен максимальный рост пассажирооборота (на 6 %) и количества перевезенных пассажиров (на 8 %) с момента создания АО «ФПК».
    • Проведено рекордное обновление парка пассажирских вагонов (приобретено 724 вагона – на 70 % больше уровня закупки 2017 года).
    • Зарегистрировано более 4 млн участников Программы лояльности.
    2019
    • Утверждена Стратегия развития до 2030 года.
    • Заключен Долгосрочный договор на разработку, проектирование, изготовление, проведение испытаний, сертификацию и поставку пассажирского подвижного состава до 2025 года.
    • Введены в эксплуатацию одноэтажные двухвагонные сцепы нового модельного ряда.
    2020
    • В сложных условиях пандемии COVID‑19 Компания сохранила транспортную доступность в полном объеме, обеспечила безопасность и здоровье пассажиров и сотрудников, продолжила обновление вагонного парка, сохранила квалифицированные кадры.
    2021
    • Пассажирские перевозки дальнего следования вышли на путь устойчивого восстановления.
    • Туристический поезд «Жемчужина Кавказа» стал победителем в конкурсе «Сделано в России» в номинации «По России с любовью».
    2022
    • Компания гибко отреагировала на вызовы рынка и адаптировала ресурсы, чтобы обеспечить стабильные перевозки в условиях резко возросшего спроса летом. В сообщении с южными курортами пассажиропоток вырос почти на 30 % к 2021 году и на 10 % превысил показатель допандемийного 2019 года.
    • Реализован проект комбинированных перевозок по схеме «поезд + самолет» на юге России.
    2023
    • Зафиксирован рекордный пассажиропоток в поездах собственного формирования за всю историю Компании – 106 млн пассажиров.
    • Введены в эксплуатацию новые отечественные двухэтажные вагоны и вагоны СВ, созданные в рамках импортозамещения, а также вагоны СВ с обновленным интерьером.
    • Утверждена Стратегия цифровой трансформации до 2024 года АО «ФПК».

    Ключевые события 2023 года

    Основные достижения

    • Количество отправленных пассажиров поездами формирования АО «ФПК» достигло 106 млн – абсолютный рекорд с момента создания Компании. Это на 5 % больше, чем в 2019 году, и на 13 % больше, чем в 2022 году.
    • Организованными группами перевезено более 770 тыс. детей (+52,5 % к 2022 году).
    • АО «ФПК» присоединилось к Антикоррупционной хартии российского бизнеса и приняло участие в Антикоррупционном рейтинге российского бизнеса. Компании присвоен класс «ААА+» (организация с максимальным уровнем противодействия коррупции).
    • Утверждена Стратегия цифровой трансформации до 2024 года. АО «ФПК» стало первым дочерним обществом материнской компании, которое успешно утвердило Стратегию цифровой трансформации, согласовав ее с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) и Министерством транспорта Российской Федерации (Минтранс России).
    • Компания получила премию Digital Leaders Award 2023 в номинации «Трансформация года» с проектом «Формирование и реализация стратегии цифровой трансформации АО «ФПК» до 2024 года».
    • В рамках XXVI Санкт‑Петербургского международного экономического форума подписаны важные соглашения:
      • меморандум о совместной работе по замене иностранного программного обеспечения на отечественные программные решения;
      • соглашение о сотрудничестве для создания новых сервисов для пассажиров;
      • меморандум о расширении сотрудничества по усовершенствованию проекта комбинированных перевозок по схеме «самолет + поезд»;
      • соглашение о сотрудничестве с онлайн‑кинотеатром, в рамках которого договорились предоставить пассажирам поездов дальнего следования доступ к лучшему мультимедийному развлекательному контенту непосредственно в пути следования;
      • меморандум о развитии кобрендовых карт в рамках Программы лояльности.
    • По итогам сертификационного аудита корпоративной системы менеджмента качества (КСМК) получен сертификат соответствия КСМК требованиям стандарта ISO 9001:2015.
    • Завершена разработка и произведен ввод в эксплуатацию импортозамещенных моделей двухэтажных вагонов 61‑4465.08/09, 61‑4472.04, 61‑4473.04.
    • Завершена разработка, проведен ремонт в объеме КР‑2 с обновлением интерьера и произведен ввод в эксплуатацию вагонов СВ модели 61‑4174 с вертикальным расположением полок.
    • АО «ФПК» стало победителем Всероссийского конкурса «Лидеры российского бизнеса: динамика, ответственность, устойчивость – 2022» в номинации «За достижения в области охраны труда и здоровья работников».
    • Специалисты охраны труда Компании в личном первенстве стали призерами во Всероссийском конкурсе «Лучший специалист по охране труда» и по итогам IV Открытого межрегионального конкурса «Лучший специалист по охране труда Урала – 2023».
    • Заключен договор благотворительного пожертвования с благотворительным фондом (БФ) «Почет» и подписано соглашение между АО «ФПК», материнской компанией и БФ «Почет» для официального присоединения Компании к программе корпоративного волонтерства материнской компании.
    • Проект NPS HR, реализованный в рамках развития внутренней клиентоориентированности, признан победителем I премии материнской компании в области управления персоналом в номинации «Создаем атмосферу».
    • Для улучшения санитарно‑бытовых условий в резервах проводников пассажирских вагонов структурных подразделений филиалов АО «ФПК» проведен капитальный ремонт трехэтажного здания пассажирской технической станции вагонного участка Ульяновск Куйбышевского филиала АО «ФПК» и четырехэтажного здания пункта технического осмотра (резерв проводников) пассажирского вагонного депо Владивосток Дальневосточного филиала АО «ФПК».
    • В рамках Международной выставки‑форума «Россия» на ВДНХ АО «ФПК» представляет два современных двухэтажных вагона – купе и вагон‑бистро. На стенде Холдинга материнской компании также представлен полноразмерный макет обновленного пассажирского вагона СВ с вертикальным расположением мест.
    • 1 ноября исполнилось 10 лет с начала курсирования двухэтажных поездов. В честь этого события на Казанском вокзале Москвы прошло торжественное мероприятие и открылась фотовыставка, посвященная истории создания двухэтажных поездов в России. В общей сложности за 10 лет двухэтажные поезда перевезли около 54 млн пассажиров, в том числе более 10 млн человек – в 2023 году.
    • Генеральный директор АО «ФПК» Владимир Пястолов получил награду X Всероссийской туристической премии «Маршрут года – 2023» (в рамках специальной номинации Попечительского совета премии) за весомый личный вклад в развитие межрегионального железнодорожного туризма.
    • Туристический поезд «Жемчужина Кавказа» победил в номинации «Лучший экскурсионный туристический маршрут» премии Russian Traveler Awards.
    • Фирменный поезд «Красная стрела» стал лауреатом ежегодной Национальной премии доверия покупателей «Марка № 1 в России» в 2023 году. Поезд получил знак качества в категории «Услуги и сервис» (пассажирские перевозки (железнодорожный транспорт)).
    • Фирменному поезду № 3/4 «Экспресс» сообщением Москва – Санкт‑Петербург исполнилось 50 лет. В свой первый рейс он отправился 27 декабря 1973 г. За 50 лет он перевез свыше 10 млн пассажиров.
    • АО «ФПК» стало лауреатом XIV Ежегодной премии «Качество обслуживания и права потребителей» в номинации «Сервис года по организации питания на транспорте. Железнодорожный транспорт» в категории «Розничные услуги» за реализацию новой концепции питания для пассажиров.
    • АО «ФПК» стало победителем конкурса «Транспортный BPM‑проект года» на базе Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) в номинации «Специальный приз жюри за клиентоориентированность» с проектом «Улучшение клиентского опыта за счет совершенствования процессов обслуживания пассажиров в поездах дальнего следования»

    Государство и реформа

    • 1 сентября вступили в силу новые Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (приказ Минтранса России от 5 сентября 2022 г. № 352), регулирующие порядок перевозки пассажиров, ручной клади, багажа и грузобагажа. Для развития перевозок грузобагажа в соответствии с предложением АО «ФПК» в Правилах установлены отдельные условия для перевозки грузобагажа в вагонах, принадлежащих и не принадлежащих перевозчику.
    • Впервые с начала перевозочной деятельности АО «ФПК» в федеральном бюджете был предусмотрен заявленный объем субсидий, полностью покрывающий потери в доходах Компании от перевозок в плацкартных и общих вагонах.

    Развитие бизнеса

    • С момента создания АО «ФПК» и по настоящее время доля электронных продаж проездных документов и услуг непрерывно растет (с 5,5 % в 2010 году до 80,7 % в декабре 2023 года).
    • Для улучшения качества обслуживания пассажиров завершена установка систем управления очередью на 15 вокзалах по всей территории Российской Федерации.
    • Появилась возможность дистанционного получения справки о стоимости проезда / провоза багажа. С момента запуска более 9 тыс. пассажиров воспользовались услугой.
    • Обновлена локальная информационно‑развлекательная система «Попутчик», доступ к которой есть в 102 поездах. В ней появились новые фильмы, музыка, мультфильмы и книги для детей, а также раздел с контентом от онлайн‑кинотеатра.
    • В рамках выполнения директив правительства Российской Федерации в области цифровой экономики по переходу компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения закуплено оборудование, включенное в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, для оформления билетов и услуг в поезде и организации посадки пассажиров в поезд.
    • Для улучшения качества обслуживания пассажиров и повышения эффективности взаимодействия с клиентами на основе анализа индивидуальных оценок клиентов разработана автоматизированная система оценки и построения рейтингов персонала, вагонов и поездов.
    • Модифицировано программное обеспечение АСУ «Экспресс‑3»:
      • пассажир может при покупке билета узнать о расположении кресел в электропоездах «Ласточка» (по ходу следования поезда или против) и выбрать самые комфортные для себя места;
      • появилась возможность отображать на проездном документе услуги трансфера и залов повышенной комфортности в виде пиктограмм;
      • добавлена возможность оформления перевозки мототехники в вагонах‑автомобилевозах.
    • В Системе идентификации и обслуживания пассажиров АО «ФПК» добавлена информация для проводника пассажирского вагона на мобильном терминале сбора данных (МТСД), а именно:
      • заявки на сопровождение и оказание помощи маломобильным пассажирам, получаемые из Центра содействия мобильности материнской компании;
      • номера вагонов поезда, останавливающиеся в пределах пассажирской платформы на всем маршруте следования поезда, где расписанием предусмотрена остановка, для безопасной посадки/высадки пассажиров;
      • данные о местонахождении поезда в пути следования на основании геопозиционирования, чтобы не допустить преждевременной высадки пассажиров в случае опоздания поезда;
      • прочие функции, улучшающие пользовательский опыт.
    • Добавлены двухэтажные поезда на маршрутах № 357/358 Уфа/Самара – Имеретинский курорт, № 571/571 Самара – Анапа, № 151/151 Москва – Санкт‑Петербург, № 549/550 Адлер – Тольятти.
    • В декабре принята в промышленную эксплуатацию Автоматизированная система управления нештатными ситуациями в АО «ФПК». Она автоматизирует анализ данных, необходимых для принятия управленческих решений в условиях нештатных ситуаций.
    • Компания предлагает 10 круглогодичных тарифных планов со скидками на проезд. Ими воспользовались около 16 млн пассажиров.
    • В преддверии празднования 80‑летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады АО «ФПК» с 1 декабря предоставило право бесплатного проезда лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и одному сопровождающему их лицу в общих, плацкартных, купейных вагонах, вагонах СВ и вагонах с местами для сидения поездов дальнего следования всех категорий (без ограничения по количеству поездок).
    • В Куйбышевском филиале завершен проект по выполнению проектно‑изыскательских и строительно‑монтажных работ по обустройству пункта подготовки пассажирских поездов вагонного участка Ульяновск для запуска двухэтажных поездов по маршруту Ульяновск – Москва.
    • С 1 апреля Компания перешла на новую тарифную политику для организованных групп пассажиров (ОГП) при проезде во внутригосударственном сообщении. В рамках новой политики на поездах специального полигона, включающего 21 маршрут (47 пар регулярных поездов), а также большинство туристических поездов АО «ФПК», в купейных вагонах и вагонах с местами для сидения 2‑го класса скоростных поездов предоставляются специальные фиксированные тарифы, которые не зависят от принципов работы динамического ценообразования. На поездах, не вошедших в данный полигон, применяется система скидок до 25 % в зависимости от количества человек в группе, дней до отправления поезда и даты поездки. Специальное предложение для ОГП предоставляется всем организаторам перевозок, в том числе туроператорам.
    • По итогам 2023 года количество поездов, в которых реализуется новая концепция организации общественного питания увеличено до 26 (в 47 вагонах‑бистро).
    • В Компании запущен проект по обслуживанию пассажиров в части обеспечения возможности заказа горячего питания высокой степени готовности. Для его реализации используются модернизированные штабные вагоны с кухней, оснащенные специальным оборудованием для хранения и разогрева блюд высокой степени готовности, мойкой и посудомоечной машиной.
    • С марта стартовал проект по предоставлению услуг питания собственными силами АО «ФПК». По состоянию на IV квартал 2023 года предоставление услуг питания осуществляется работниками трех дирекций питания, созданных на базе Московского, Куйбышевского и Приволжского филиалов.
    • Более 21 тыс. пассажиров воспользовались сервисом «Доставка еды к поезду». На текущий момент к нему подключено 100 предприятий общественного питания на 67 станциях. К проекту привлечены крупные сетевые проекты: сеть ресторанов быстрого питания «Бургер Кинг», сети ресторанов «Сицилия» и «Тануки», сеть кафе быстрого питания «БлинБери», «Милти», АО «Вкусвилл» и др.
    • Программе лояльности исполнилось 11 лет. Количество ее участников составляет более 9,9 млн человек.
    • Запущена подпрограмма «Клуб путешественников», позволяющая пассажирам туристических поездов копить туристические баллы и медали туриста, а затем обменивать их на путешествия и сувениры. Ее участниками стали уже более 30 тыс. человек.
    • Курсируют 27 туристических поездов, в том числе 10 новых: «К виноградникам у моря», «К северному сиянию», «По Золотому кольцу», «Вкус эпохи», «Русский Север. В Великий Устюг», «В долину лотосов», «Грушинский экспресс», «По дороге Ольденбургских», а также региональные маршруты – «Выходные в Домбае» и «К горам и термам» для жителей и гостей Ростовской области и Краснодарского края. Кроме того, был организован новый мультимодальный туристический проект «Рица» Череповец – Аэропорт Сочи – Роза Хутор – Гагра – Сухум – Сочи – Аэропорт Сочи – Череповец. Также в поездах АО «ФПК» начали курсировать новые тематические вагоны. Это вагон «КультСамара» в составе поезда «Жигули», тематические вагоны, посвященные творчеству скульптора Степана Дмитриевича Нефёдова‑Эрьзи, в поезде «Мордовия», а также вагоны, посвященные Оренбуржью, в поездах «Оренбуржье» Орск – Москва и Оренбург – Санкт‑Петербург.
    • Двум фирменным поездам АО «ФПК» присвоены имена:
      • с августа фирменные дневные поезда № 101/102, № 103/104 и № 105/106 сообщением Ярославль – Москва носят имя почетного железнодорожника В. М. Предыбайлова, который около 20 лет возглавлял Северную железную дорогу;
      • 6 сентября на железнодорожном вокзале в Ростове‑на‑Дону прошло торжественное мероприятие по случаю возвращения фирменному поезду № 19/20 исторического названия «Тихий Дон». С возвращением исторического имени изменился и интерьер вагонов. Так, один из составов поезда получил внутреннее оформление в тематике, связанной с творческой биографией Шолохова. В вагонах класса «Люкс», купе и плацкартных вагонах появились красочные плакаты с пейзажами Донского региона и цитатами писателя.
    • 7 декабря на железнодорожном вокзале Владивостока состоялась презентация вагона СВ с обновленным интерьером. Такие вагоны начали курсировать в составе фирменного поезда № 5/6 «Океан» сообщением Владивосток – Хабаровск. В вагонах существенно изменена компоновка мест: она стала вертикальной. Ширина полок увеличилась до 90 см, в купе появились раковина, откидной стул и шкаф для вещей. Также реализована концепция «семейного купе», в котором два купе можно объединить для проезда большой компании.
    • Появилась услуга носильщиков багажа, сервис доступен более чем на 40 станциях.

    Переориентация пассажиропотока на юге России

    В связи с закрытием аэропортов юга России и ограничениями на полеты авиации АО «ФПК» максимально гибко отреагировало на вызовы рынка и адаптировало свои ресурсы, чтобы обеспечить бесперебойное и комфортное транспортное обслуживание. Компания существенно увеличила предложение и назначила дополнительные поезда (сверх нормативного графика).

    В пиковые периоды со всех вокзалов и станций страны ежесуточно отправлялось до 550 поездов дальнего следования. Наряду с регулярными поездами перевозки в период летних отпусков обеспечивали более 4,6 тыс. дополнительных поездов, в том числе в сообщении с югом страны – порядка 1,9 тыс. поездов.

    Благодаря эффективной работе сотрудников Компания в летний период организовала бесперебойные перевозки 54 млн пассажиров, что на 6,8 % выше уровня 2022 года. Более 11 млн человек выбрали для летних путешествий поезда сообщением с городами Черноморского побережья и Северного Кавказа.

    3 пассажира на фоне двухэтажного поезда