Ключевые проекты 2023 года

Дневные поезда

По итогам 2023 года поездами дальнего следования с дневным режимом пропуска перевезено свыше 19,8 млн пассажиров, что на 9,9 % больше уровня 2022 года.

> 19,8 +9,9 % к уровню
2022 года
млн
пассажиров по итогам 2023 года

67  пар дневных поездов

38  маршрутовВ том числе Москва — Минск, Москва — Тамбов, Москва — Липецк, Москва — Ярославль, Москва — Белгород, Москва — Смоленск, Москва — Курск, Москва — Брянск, Москва — Саранск, Краснодар — Адлер, Краснодар — Имеретинский курорт и другие.

Доля перевозок пассажиров дневными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 18,7 %.

Количество перевезенных пассажиров, тыс. человек

Динамика объемов перевезенных пассажиров дневными поездами с 2015 года, млн человек

Двухэтажные поезда

По итогам 2023 года двухэтажными поездами перевезено свыше 12,7 млн пассажиров, что на 14,0 % выше уровня 2022 года. Доля перевозок пассажиров двухэтажными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 12,0 %.

> 12,7 +14 % к уровню
2022 года
млн
пассажиров по итогам 2023 года

30  пар поездов

22  маршрутаСанкт-Петербург — Москва, Санкт-Петербург — Белгород, Москва — Адлер, Москва — Казань, Санкт-Петербург — Адлер, Воронеж — Москва, Самара — Москва, Ижевск — Москва, Пенза — Москва, Тольятти — Москва, Кисловодск — Москва, Петрозаводск — Москва, Москва — Брянск, Санкт-Петербург — Мурманск, Москва — Ульяновск, Москва — Чебоксары, Москва — Йошкар-Ола, Санкт-Петербург — Кострома, Москва — Орск, Уфа/Самара — Имеретинский курорт, Тольятти — Адлер и Самара — Анапа.
Количество перевезенных пассажиров, тыс. человек

Назначен новый поезд № 357/358 Уфа/Самара – Имеретинский курорт и три дополнительных поезда в летний период № 151/151 Москва – Санкт‑Петербург, № 549/550 Адлер – Тольятти и № 571/571 Самара – Анапа.

Динамика объемов перевезенных пассажиров двухэтажными поездами с 2015 года, млн человек

Скоростные поезда

В 2023 году скоростные поезда формирования АО «ФПК» перевезли 10,7 млн пассажиров, что на 6,3 % выше уровня 2022 года. Доля перевозок пассажиров скоростными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 10,1 %.

> 10,7 +6,3 % к уровню
2022 года
млн
пассажиров по итогам 2023 года

28  пар дневных поездов

8  маршрутовМосква — Нижний Новгород, Москва — Смоленск, Москва — Воронеж, Москва — Курск, Москва — Брянск, Москва — Белгород, Москва — Минск, Москва — Санкт-Петербург.
Количество перевезенных пассажиров, тыс. человек

Со 2 июня 2023 г. дневной скоростной поезд № 727/728 Санкт-Петербург — Москва

Динамика объемов перевезенных пассажиров скоростными поездами с 2015 года, млн человек

Туристические поезда

В 2023 году количество туристических поездов АО «ФПК» увеличилось до 27 (на 58 % к 2022 году). Неизменно популярными у пассажиров остаются поезда «Жемчужина Кавказа», «Зимняя сказка», «В Карелию», «В Сибирь», «Байкальский экспресс». Получили старт новые проекты: «К виноградникам у моря», «К северному сиянию», «По Золотому кольцу», «Вкус эпохи», «Русский Север. В Великий Устюг», «В долину лотосов», «Грушинский экспресс», «По дороге Ольденбургских», «Выходные в Домбае», «К горам и термам».

Кроме того, создан мультимодальный туристический маршрут «Рица» (Череповец – Аэропорт Сочи – Роза Хутор – Гагра – Сухум – Сочи – Аэропорт Сочи – Череповец). Это совместный проект материнской компании, ООО «Авиапредприятие «Северсталь», АО «ФПК» и ООО «РЖД Тур». В рамках российско‑белорусского туристического проекта «Белорусский вояж» многие туристы посетили Республику Беларусь. Продолжено курсирование туристического поезда «Сочи» между курортными городами России и в Абхазию.

Развитие и популяризация туристических перевозок останутся одним из приоритетных направлений деятельности Компании на 2024 год.

Вагоны‑автомобилевозы

4,4 тыс.
транспортных средств перевезено в вагонах‑автомобилевозах в 2023 году, курсирующих в составах поездов формирования АО «ФПК» по следующим маршрутам:

• Хабаровск – Новый Ургал;

• Санкт‑Петербург – Адлер;

• Москва – Санкт‑Петербург;

• Москва – Адлер;

• Москва – Владивосток.


По итогам 2023 года наиболее популярным стало южное направление (Санкт‑Петербург – Адлер, Москва – Адлер).

Размеры движения и назначение новых поездов

В нормативном графике движения поездов на 2022/2023 год общие размеры движения пассажирских поездов формирования АО «ФПК» составили 468 пар поездов, в том числе категории «скорый» – 277 пар, «пассажирский» – 164 пары, «скоростной» – 27 пар. Для повышения эффективности и рационального использования подвижного состава в графике было предусмотрено курсирование 141 пары многогруппных поездов.

Новые поезда дальнего следования:

В целях улучшения транспортной доступности регионов и привлечения дополнительного пассажиропотока на железнодорожный транспорт в графике движения поездов на 2023/2024 год назначены новые поезда:

  • № 27/28 Владивосток – Благовещенск
  • № 99/100 Нижний Новгород – Лабытнанги
  • № 117/118 Санкт‑Петербург – Лабытнанги
  • № 141/142 Смоленск – Архангельск
  • № 143/144 Смоленск – Мурманск
  • № 147/148 Казань – Москва
  • № 149/150 Казань – Москва
  • № 265/266 Тюмень – Кисловодск
  • № 373/374 Тюмень – Дербент
  • № 517/518 Саратов – Мурманск
  • № 559/560 Волгоград – Ростов‑на‑Дону
  • беспересадочные группы вагонов Пермь – Кисловодск
  • беспересадочные группы вагонов Челябинск – Ташкент
  • беспересадочные группы вагонов Грозный – Казань
  • беспересадочные группы вагонов Архангельск – Сыктывкар
  • беспересадочные группы вагонов Нижний Новгород – Минск
  • беспересадочные группы вагонов Астрахань – Анапа

Международное сообщение

В связи с нормализацией эпидемиологической обстановки в Российской Федерации в 2023 году АО «ФПК» сфокусировало внимание на развитии международных пассажирских перевозок в сообщении с дружественными странами ближнего зарубежья. Компания обеспечила железнодорожное пассажирское сообщение Российской Федерации с Абхазией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном.

Учитывая емкость рынка пассажирских перевозок между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в текущих условиях, главный фокус международного сотрудничества в 2023 году был сосредоточен на наращивании объемов перевозок в этом сообщении. Так, назначены новые поезда № 149/150 Самара – Минск и № 67/68 Санкт‑Петербург – Смоленск, маршрут которого проходит по территории Беларуси через приграничные города Невель, Витебск, Рудня. Кроме того, организовано курсирование беспересадочных групп вагонов Минск – Минеральные Воды, Нижний Новгород – Минск, Минск – Архангельск.

В направлении Средней Азии в 2023 году организовано курсирование беспересадочной группы вагонов Челябинск – Ташкент.

Всего по итогам года в межгосударственном сообщении было перевезено 3 205 820 человек.

Импортозамещение

Западные страны уже не первый год вводят ограничительные меры в отношении транспортной отрасли Российской Федерации, включая железнодорожный транспорт. Это может привести к проблемам с эксплуатацией подвижного состава и c поставками необходимых комплектующих зарубежного производства для его содержания.

Для обеспечения технологической независимости в течение 2022–2023 годов Компания вела напряженную работу по импортозамещению конструкций систем и узлов пассажирских вагонов, а также производственных процессов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава. За этот период сформирован перечень из 1 220 наименований продукции зарубежного производства, в том числе:

  • для 866 позиций (71 % от общего количества) аналоги введены в конструкторскую документацию;
  • для 328 позиций (27 % от общего количества) аналоги подобраны, но их применение требует ввода в конструкторскую документацию;
  • 26 позиций (2 % от общего количества) находятся в «красной» зоне (комплектующие, аналоги которых не подобраны).

Вместе с тем ситуация с этими комплектующими не является критической и не влияет на непрерывность перевозочного процесса, так как они имеются на складах поставщиков на территории Российской Федерации.