Ключевые проекты 2023 года
Дневные поезда
По итогам 2023 года поездами дальнего следования с дневным режимом пропуска перевезено свыше 19,8 млн пассажиров, что на 9,9 % больше уровня 2022 года.
2022 года млн
Доля перевозок пассажиров дневными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 18,7 %.
Двухэтажные поезда
По итогам 2023 года двухэтажными поездами перевезено свыше 12,7 млн пассажиров, что на 14,0 % выше уровня 2022 года. Доля перевозок пассажиров двухэтажными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 12,0 %.
2022 года млн
Назначен новый поезд № 357/358 Уфа/Самара – Имеретинский курорт и три дополнительных поезда в летний период № 151/151 Москва – Санкт‑Петербург, № 549/550 Адлер – Тольятти и № 571/571 Самара – Анапа.
Скоростные поезда
В 2023 году скоростные поезда формирования АО «ФПК» перевезли 10,7 млн пассажиров, что на 6,3 % выше уровня 2022 года. Доля перевозок пассажиров скоростными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 10,1 %.
2022 года млн
Со 2 июня 2023 г. дневной скоростной поезд № 727/728 Санкт-Петербург — Москва
Туристические поезда
В 2023 году количество туристических поездов АО «ФПК» увеличилось до 27 (на 58 % к 2022 году). Неизменно популярными у пассажиров остаются поезда «Жемчужина Кавказа», «Зимняя сказка», «В Карелию», «В Сибирь», «Байкальский экспресс». Получили старт новые проекты: «К виноградникам у моря», «К северному сиянию», «По Золотому кольцу», «Вкус эпохи», «Русский Север. В Великий Устюг», «В долину лотосов», «Грушинский экспресс», «По дороге Ольденбургских», «Выходные в Домбае», «К горам и термам».
Кроме того, создан мультимодальный туристический маршрут «Рица» (Череповец – Аэропорт Сочи – Роза Хутор – Гагра – Сухум – Сочи – Аэропорт Сочи – Череповец). Это совместный проект материнской компании, ООО «Авиапредприятие «Северсталь», АО «ФПК» и ООО «РЖД Тур». В рамках российско‑белорусского туристического проекта «Белорусский вояж» многие туристы посетили Республику Беларусь. Продолжено курсирование туристического поезда «Сочи» между курортными городами России и в Абхазию.
Развитие и популяризация туристических перевозок останутся одним из приоритетных направлений деятельности Компании на 2024 год.
Вагоны‑автомобилевозы
• Хабаровск – Новый Ургал;
• Санкт‑Петербург – Адлер;
• Москва – Санкт‑Петербург;
• Москва – Адлер;
• Москва – Владивосток.
Размеры движения и назначение новых поездов
В нормативном графике движения поездов на 2022/2023 год общие размеры движения пассажирских поездов формирования АО «ФПК» составили 468 пар поездов, в том числе категории «скорый» – 277 пар, «пассажирский» – 164 пары, «скоростной» – 27 пар. Для повышения эффективности и рационального использования подвижного состава в графике было предусмотрено курсирование 141 пары многогруппных поездов.
Новые поезда дальнего следования:
В целях улучшения транспортной доступности регионов и привлечения дополнительного пассажиропотока на железнодорожный транспорт в графике движения поездов на 2023/2024 год назначены новые поезда:
- № 27/28 Владивосток – Благовещенск
- № 99/100 Нижний Новгород – Лабытнанги
- № 117/118 Санкт‑Петербург – Лабытнанги
- № 141/142 Смоленск – Архангельск
- № 143/144 Смоленск – Мурманск
- № 147/148 Казань – Москва
- № 149/150 Казань – Москва
- № 265/266 Тюмень – Кисловодск
- № 373/374 Тюмень – Дербент
- № 517/518 Саратов – Мурманск
- № 559/560 Волгоград – Ростов‑на‑Дону
- беспересадочные группы вагонов Пермь – Кисловодск
- беспересадочные группы вагонов Челябинск – Ташкент
- беспересадочные группы вагонов Грозный – Казань
- беспересадочные группы вагонов Архангельск – Сыктывкар
- беспересадочные группы вагонов Нижний Новгород – Минск
- беспересадочные группы вагонов Астрахань – Анапа
Международное сообщение
В связи с нормализацией эпидемиологической обстановки в Российской Федерации в 2023 году АО «ФПК» сфокусировало внимание на развитии международных пассажирских перевозок в сообщении с дружественными странами ближнего зарубежья. Компания обеспечила железнодорожное пассажирское сообщение Российской Федерации с Абхазией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном.
Учитывая емкость рынка пассажирских перевозок между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в текущих условиях, главный фокус международного сотрудничества в 2023 году был сосредоточен на наращивании объемов перевозок в этом сообщении. Так, назначены новые поезда № 149/150 Самара – Минск и № 67/68 Санкт‑Петербург – Смоленск, маршрут которого проходит по территории Беларуси через приграничные города Невель, Витебск, Рудня. Кроме того, организовано курсирование беспересадочных групп вагонов Минск – Минеральные Воды, Нижний Новгород – Минск, Минск – Архангельск.
В направлении Средней Азии в 2023 году организовано курсирование беспересадочной группы вагонов Челябинск – Ташкент.
Всего по итогам года в межгосударственном сообщении было перевезено 3 205 820 человек.
Импортозамещение
Западные страны уже не первый год вводят ограничительные меры в отношении транспортной отрасли Российской Федерации, включая железнодорожный транспорт. Это может привести к проблемам с эксплуатацией подвижного состава и c поставками необходимых комплектующих зарубежного производства для его содержания.
Для обеспечения технологической независимости в течение 2022–2023 годов Компания вела напряженную работу по импортозамещению конструкций систем и узлов пассажирских вагонов, а также производственных процессов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава. За этот период сформирован перечень из 1 220 наименований продукции зарубежного производства, в том числе:
- для 866 позиций (71 % от общего количества) аналоги введены в конструкторскую документацию;
- для 328 позиций (27 % от общего количества) аналоги подобраны, но их применение требует ввода в конструкторскую документацию;
- 26 позиций (2 % от общего количества) находятся в «красной» зоне (комплектующие, аналоги которых не подобраны).
Вместе с тем ситуация с этими комплектующими не является критической и не влияет на непрерывность перевозочного процесса, так как они имеются на складах поставщиков на территории Российской Федерации.