Тарифное регулирование

Регулируемый сегмент перевозок

Тарифы на проезд в плацкартных, общих (с местами для сидения) вагонах пассажирских и скорых поездов локомотивной тяги и вагонах 1, 2 и 3‑го классов в составе скорых поездов моторвагонного подвижного состава установлены Тарифным руководством, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 27 июля 2010 г. № 156‑т/1, в зависимости от категории поезда, типа вагона и дальности поездки пассажира, которое индексируется соответствующими приказами Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).

С 1 января 2023 г. тарифы в данном сегменте были проиндексированы на 8,1 % (приказ ФАС России от 11 ноября 2022 г. № 798/22).

В соответствии с приказом ФАС России от 19 октября 2023 г. № 751/23 с 1 декабря 2023 г. указанные тарифы проиндексированы на 10,75 %.

В целях исключения резкого роста тарифов АО «ФПК» было принято решение о снижении стоимости проезда в период с 1 декабря по 23 декабря на 5 %, с 24 декабря по 30 декабря – на 2 %.

Начиная с 2003 года к тарифам на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в плацкартных и общих вагонах (при использовании поездов локомотивной тяги) в составе дальних поездов АО «ФПК» и моторвагонном подвижном составе применяются дифференцированные по календарным периодам года индексы к уровню тарифов. Периоды применения дифференцированных индексов корректируются в зависимости от праздничных и выходных дней на основании производственного календаря.

Это решение направлено на сглаживание неравномерности спроса при перевозках пассажиров в дальнем следовании и сокращение общего уровня затрат перевозчика по содержанию резервного парка вагонов и локомотивных бригад. Такая мера помогает обеспечить перевозки в пиковые периоды спроса и дает возможность пассажирам экономить средства в периоды относительно низкой транспортной подвижности населения.

С 2021 года АО «ФПК» получило право установления дифференцированных по календарным периодам индексов к уровню тарифов (далее – гибкий график регулирования тарифов). Максимальный индекс составляет 1,2 к ставкам тарифов, которые рассчитаны в зависимости от изменения спроса и на таком уровне, чтобы их среднегодовое значение не превышало 1,0. Гибкий график регулирования тарифов утверждается внутренними нормативными документами Компании.

С 2015 года АО «ФПК» предоставлено право регулирования тарифов на проезд в плацкартных вагонах в пределах установленного уровня. Это позволило проводить различные маркетинговые акции в данном сегменте перевозок.

Компания продолжает практику проведения маркетинговых инициатив на проезд в плацкартных и общих (с местами для сидения) вагонах. Благодаря снижению стоимости проезда в зависимости от расположения мест в вагоне перевозки удалось сделать более доступными для различных слоев населения.

Дерегулированный сегмент перевозок

В соответствии с пунктом 5 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643, Компания вправе самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров в вагонах СВ, купе.

Также ценовое регулирование не применяется в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе скоростных поездов. Данное право закреплено в приказе ФСТ России от 14 декабря 2010 г. № 431‑т/1 «Об изменении государственного регулирования в отношении субъектов естественных монополий при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, а также при оказании услуги по пользованию комплектами постельного белья».

Таким образом, в дерегулированном сегменте (в вагонах класса «Люкс», вагонах СВ и купейных вагонах, а также во всех типах вагонов скоростных поездов) АО «ФПК» самостоятельно устанавливает тарифы на перевозку пассажиров.

Основные механизмы тарифообразования в дерегулированном сегменте, действовавшие в 2023 году:

  • система динамического ценообразования;
  • круглогодичные тарифные планы;
  • акции.

Система динамического ценообразования

Система динамического ценообразования представляет собой многофакторный инструмент тарифообразования. Тарифы дифференцируются в зависимости от категории поезда, неравномерности спроса (время года, дня недели, времени отправления и прибытия), категории мест (верхние/нижние места), глубины продажи и др. Динамическое ценообразование формирует гибкие тарифы на системном уровне с учетом прогнозируемого спроса, а также различных тенденций, происходящих во внешней среде на дату продажи.

Система тарифообразования позволяет обеспечить баланс спроса и стоимости услуг, что в конечном итоге отражается на росте спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Реализация различных маркетинговых инициатив, направленных на стимулирование потребительского спроса как в дерегулированном, так и в регулируемом сегментах перевозок, способствует удержанию позиций Компании на рынке пассажирских перевозок.

Вагон