Безопасность перевозок

Обеспечение безопасности движения поездов

В 2023 году с учетом сервисных организаций, выполняющих техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава, целевой показатель безопасности движения по АО «ФПК» выполнен с улучшением на 29 % и составил 0,0024 события на 1 млн поездо‑км материнской компании (при плане не более 0,0034).

Положительная динамика достигнута благодаря планомерной работе по управлению процессами, связанными с безопасностью движения:

  • реализация Программы мероприятий по уменьшению частоты транспортных происшествий, событий, тяжести их последствий и достижению установленных целевых показателей безопасности движения АО «ФПК»;
  • реализация Сводного плана мероприятий по повышению надежности технических средств и снижению количества технологических нарушений, а также снижению их влияния на перевозочный процесс в АО «ФПК»;
  • постоянное увеличение ежегодного охвата структурных подразделений по проведению технических аудитов производственных процессов и технических ревизий;
  • внедрение цифровых компетенций и технологий в области обеспечения безопасности движения;
  • поддержание компетентности персонала за счет обучения сотрудников, повышения их профессиональной подготовки и использования системы наставничества.

В 2023 году по ответственности за АО «ФПК» в АСУ «Пожарная безопасность» материнской компании отнесен один случай пожара (в 2022 году – также один случай). Пожар произошел 29 августа 2023 г. в здании гаражного бокса пассажирского вагонного участка Новосибирск‑Главный в результате нарушения правил эксплуатации электроприборов и монтажа электропроводки. Ущерб отсутствует.

Количество нарушений безопасности движения поездов

В рамках программы:

  • закуплено и поставлено на вооружение материалов и средств противопожарной защиты на общую сумму 53,51 млн руб., в том числе огнетушители, средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, шанцевый инструмент и т. д.;
  • выполнены работы по обеспечению обязательных требований пожарной безопасности на общую сумму более 14,440 млн руб., в том числе:
    • выполнены огнезащитные работы,
    • проведены испытания пожарных лестниц и ограждений на кровле;
  • проведено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений в соответствии с Правилами устройства электроустановок, установлены противопожарные двери;
  • в соответствии с договорными обязательствами проведена совместная с Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России) пожарно‑профилактическая работа на подвижном составе и стационарных объектах АО «ФПК» на общую сумму более 63,29 млн руб.

В 2023 году на опасных производственных объектах АО «ФПК» случаев аварий и инцидентов не зафиксировано.

В том числе решены следующие задачи:

проведение экспертизы промышленной безопасности, обследование и освидетельствование технических устройств, разработка планов мероприятий по ликвидации и локализации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах на сумму 28,604 млн руб. (483 мероприятия на 180 опасных производственных объектах);

приобретение съемных грузозахватных приспособлений на сумму 1,272 млн руб.;

обслуживание газового оборудования и приборов безопасности на сумму 5,087 млн руб.

В 2023 году в рамках Инвестиционной программы «Обновление объектов промышленной безопасности АО «ФПК» произведена замена технических устройств на опасных производственных объектах, выработавших нормативный срок службы, на сумму 57,049 млн руб. Всего в рамках программы реализовано 24 проекта.

Все опасные производственные объекты АО «ФПК» в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 225‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» застрахованы.

Одна из ключевых мер защиты пассажирских поездов АО «ФПК» от актов незаконного вмешательства – привлечение подразделений транспортной безопасности, с которыми Компанией заключены договоры до 2025 года.

Работа АО «ФПК» по обеспечению транспортной безопасности проводится с учетом Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756», устанавливающего средний уровень реагирования на территориях Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и Краснодарского края. Все пассажирские поезда АО «ФПК», следующие в указанные регионы, сопровождаются подразделениями транспортной безопасности. Затраты на привлечение таких подразделений в 2023 году составили 1,4 млрд руб.

Важное место в реализации мер безопасности занимает комплекс мероприятий по осуществлению охраны объектов АО «ФПК», соблюдению пропускного и внутриобъектового режимов на предприятиях, обеспечению сохранности имущества. Охране подлежат 74 объекта Компании, которая обеспечивается силами 507 круглосуточных постов. Затраты на обеспечение охраны объектов АО «ФПК» за прошедший год составили 0,7 млрд руб.

Также в 2023 году АО «ФПК» продолжена работа по аттестации сотрудников в качестве сил обеспечения транспортной безопасности, которая проводится ежегодно с 2017 года. Всего в Компании аттестовано по транспортной безопасности более 2,4 тыс. сотрудников, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, большую часть которых составляют начальники поездов и проводники пассажирских вагонов, являющиеся ответственными за обеспечение транспортной безопасности пассажирских поездов. В 2023 году аттестацию по транспортной безопасности прошло более 1 тыс. сотрудников АО «ФПК», что является рекордным количеством за последние семь лет.

События, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, учитываются и расследуются в соответствии с приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344.

Обеспечение безопасности пассажиров, провожающих и иных лиц

Перед отправлением поезда в рейс все пассажирские вагоны проходят техническое обслуживание и проверку их соответствия требованиям безопасности движения, пожарной безопасности. Кроме того, выполняется проверка всех помещений вагонов и подвагонного оборудования на предмет отсутствия посторонних предметов. Технологические ниши, люки пломбируются.

Посадка в поезд пассажиров осуществляется только при предъявлении действительных проездных документов и документов, удостоверяющих личность. Провожающие допускаются в вагоны только при подтверждении их статуса пассажирами, которых они провожают. Посадка и высадка пассажиров разрешается исключительно в пределах пассажирской платформы.

При выявлении подозрительных лиц или запрещенных к перевозке предметов проводник пассажирского поезда вызывает начальника пассажирского поезда, который при необходимости приглашает сотрудников полиции или сотрудников транспортной безопасности.

В пути следования персонал поездной бригады контролирует техническое состояние вагонов, соблюдение требований пожарной безопасности, не допускает выхода пассажиров на ходу поезда, проезда на подножках и других неположенных местах пассажиров и посторонних лиц. При выявлении в пути следования противоправных действий поездная бригада незамедлительно вызывает сотрудников транспортной безопасности, представителей полиции для принятия мер к нарушителям. При отсутствии сотрудников полиции в поезде их вызывают на ближайшей станции, где есть подразделение транспортной полиции.

После высадки пассажиров проводник пассажирского вагона проверяет места, которые они занимали, на предмет отсутствия забытых вещей. При обнаружении (распознавании) запрещенных предметов или веществ проводник пассажирского вагона сообщает об этом начальнику пассажирского поезда, который оповещает дежурные службы МВД России, ФСБ России. Также в этом случае, как и при пожаре, производится эвакуация пассажиров.

В случае заболевания или травмирования пассажиров сотрудники поездной бригады организуют оказание первой доврачебной помощи, в том числе с привлечением медицинских работников из числа пассажиров, вызывают медицинских работников на ближайшей станции, где есть медицинский пункт на вокзале, а при необходимости – бригаду скорой медицинской помощи, в том числе на неграфиковой остановке поезда.

Для обеспечения безопасности вагоны оснащаются системами диагностики работы вагонного оборудования, пожарной сигнализации, системой водяного пожаротушения, системой видеонаблюдения. Двери купе снабжены электронными замками. Проводники пассажирских вагонов с помощью носимого терминала имеют возможность дистанционно контролировать нагрев буксовых узлов и срабатывание пожарной сигнализации, подать сигнал тревоги, а при необходимости – вызвать поездного электромеханика, начальника пассажирского поезда или наряд полиции, сопровождающий поезд.

Проводник